С собакой на яхте
Июль 2005

Предыстория

Спорт и яхта

Парусным спортом мы с женой увлеклись в 2002 году. Той зимой я прослушал теоретический курс в Московской яхт школе, летом прошёл практику на подмосковных водохранилищах, получил удостоверение рулевого второго класса. Затем вместе с супругой отправились в составе экипажа в круиз по Онежскому озеру, в Карелии.

За две недели, под парусами и мотором, в хорошей компании, мы прошли больше 500 километров. Попадали и в шторм, и в штиль. Посетили много интересных мест, таких как Кижи, Бесов Нос, Чёрная речка и много, много других.

Яхты на воде в красивом месте

Поход настолько нам понравился, что я решил продолжить обучение в Московской яхт школе. Весной 2003 года мы купили свою первую маленькую яхту, на которой совершали интереснейшие прогулки по самым живописным местам Подмосковья.

За первой яхтой, в июле 2004 года, последовала вторая — купленная в Питере и переправленная в Петрозаводск, поближе к месту отдыха. Первую нашу яхту, к сожалению, пришлось продать — семейный бюджет и так трещал по швам.

Выбор собаки

Осенью того же года мы с женой собрались заводить собаку и долго не могли выбрать породу. Требования во многом были противоречивыми: собака должна быть активной, но маленькой. У неё должен быть уравновешенный темперамент, она не должна быть трусливой и пугливой. Она должна быть выносливой для длительных прогулок и пробежек и к тому же — всеядной. Короткая шерсть и жизнерадостность — приветствовались.

Некоторые породы нам были знакомы — стафордширы, колли, ротвейлеры, пекинесы, о других мы не слышали. Интернет и специальная литература нисколько не облегчали наше положение, так как все авторы совершенно искренне поддерживали любимые породы и считали их лучше других.

В конце концов, мы отказались от декоративных (как излишне изнеженных и сложных в уходе), больших (нет места в квартире и на яхте), длинношёрстных (и так понятно) и бойцовых (всегда в наморднике) пород и стали искать самую маленькую и жизнелюбивую рабочую породу.

С собаками такса на яхте
Некоторые фотографии сделаны, когда в семье появились еще две таксы

Такса (кроличьи и карликовые разновидности) попали в поле нашего зрения не сразу, но мы решили поближе познакомиться с ближайшими к нам питомниками. На наше счастье, недалеко от нас живёт Чалова Юлия, хозяйка питомника «Мышкин Дом» и кинологического клуба «Алька».

Надо отметить, что у моей жены имелось небольшое предубеждение относительно такс: она считала, что у них «шесть лап» и на снегу за кобельками остаётся «три борозды». Так вот, при первом посещении Юли, нам навстречу выбежала интеллигентная рыжая таксюшка (как выяснилось позже, будущая чемпионка мира Пигалица Мой Успех из Мышкиного Дома) и моментально развеяла миф и «о шести лапах» и о «трёх бороздах». Мы сразу были очарованы породой и больше никогда не сомневались в выборе собаки.

Собака — член команды, её первый поход на яхте

Подготовка

Через полгода у нас появилась Христинка. В начале мая, в пятимесячном возрасте, мы начали потихоньку осваивать близлежащие лесопарки и учиться общению с представителями собачьего и человечьего племени. Удалось твёрдо выучить шесть команд: «стоять», «нельзя», «тихо», «молодец», «кто там?» и «где Катя (Женя)?». Большего нам и не потребовалось, так как Христинка прекрасно понимает интонации голоса и с ней обо всём можно договориться. Мы приучили Христинку питаться только сухим кормом. Но угощаем овощами и фруктами, конечно же.

Приближался отпуск, поэтому мы немного волновались, не зная, как Христинка приспособится к яхтенной жизни. В целях подготовки к походу, начали плавать в ванной, не очень охотно, но все же … Кроме того, 2−3 раза в неделю возили Христинку на машине, ходили по магазинам, ездили в метро, троллейбусах и электричках.

По результатам всех этих мероприятий ещё раз убедились, насколько стабильная психика у такс — наша даже во время новогоднего салюта спокойно делает свои дела во дворе дома, недалеко от стартующих петард! Несколько раз отсиживала со мной полный рабочий день в офисе, где надо вести себя довольно чинно. Христя просто спала на стуле рядом со мной, не обращая внимания на подходящих её посмотреть сотрудников.

Карелия

В Петрозаводск мы отправились на машине. Останавливались на 5 минут через каждый час и проехали за день 1100 км. Никого не укачало. Аппетита у Христи не было, но воду она понемногу пила. На яхте Христя сразу нашла себе укромное место в куче одеял впереди мачты (там меньше всего качает). Ела и пила из походных мисок — миски на подставках ставить на яхте негде. Христинкина походная жизнь сразу поделилась на три периода: стоянка, переход, берег.

Собака спит на яхте Pamela II класса Nordic Folkboat

Ночью на стоянке Христя забирается к кому-нибудь под одеяло или в спальный мешок и спит там, пока все не встанут и постель не уберут. Днём она тоже не прочь поспать в ворохе наших вещей. На палубу во время стоянки, Христя выходит в хорошую погоду и с удовольствием греется на солнышке.

Собака такса спит на яхте Pamela II класса Nordic FolkboatЛюбит нюхать воздух и лаять на проходящих по причалу или в отдалении людей и моторные лодки. Причём, чем цивилизованнее место, тем ближе можно подходить незнакомцам к яхте. В более глухих местах, моторной лодке достаточно появиться на горизонте или стоит до нас долететь хотя бы звуку её мотора, чтобы Христинка отдала голос и предупредила нас о присутствии чужаков.

Христя внимательно наблюдает за окружающей обстановкой, при появлении на горизонте посторонних, оглашает округу грозным лаем (даже если мы на берегу, всегда знаем, что происходит поблизости от яхты), ждёт возвращения людей, отправившихся на берег на надувной лодке, и радостно встречает их.

За два года только единожды свалилась за борт, да и то на стоянке — обходила вещи, сваленные в беспорядке на палубе, и при очередной волне не удержала равновесие. И это притом, что на яхте в первый год вообще не было никакого ограждения, кроме трёхсантиметровой рейки по краю палубы!

На переходе Христинка любит сидеть у жены за пазухой. На первых наших переходах мы пробовали оставлять пёсу в каюте, но её там укачивало. А за пазухой в любой шторм и волнение чувствует себя совершенно спокойно. Ни дождь, ни свист ветра, ни даже гром и значительное волнение не способны потревожить сон нашей таксы! Но как только заходим в тихую бухту, она просыпается, высовывает нос на улицу и принюхивается — нет ли чего интересного. А воздух на Онеге вкусный… Но на берег при этом Христя отнюдь не спешит.

Дикие берега Онежского озера

Яхта Pamela II класса Nordic Folkboat среди скал Онежского озера в Карелии

Наша яхта имеет осадку больше метра и почти нигде на Онеге не может встать вплотную к берегу. До него, в большинстве случаев, несколько метров холодной онежской воды, купаться в которой наша такса совсем не спешит. Она чинно ждёт, когда надуют резиновую лодку, люди усядутся и аккуратно передадут её с рук на руки. Такая вот мадам…

На берегу аккуратно выбирает место для своих делишек и, обходя кусты и лужи, возвращается обратно и запрыгивает на руки. Онежские берега в большинстве своём довольно дикие. Там много бурелома, камней и высокой травы. Наша красавица не любит продираться сквозь кустарник, скакать по прибрежным скалам и ходить по колючкам. Хотя, иногда бывало, что мы вытаскивали колючки пинцетом и мазали Христинкины лапы спиртом.

Каменистые дикие берега Онеги в Карелии

Все перемещения осуществляются очень осторожно, с внимательным «принюхиванием» и «присматриванием». Где можно, перемещается, сидя на руках — так видно дальше.

Из местной флоры ей нравиться черника и еще какая-то неприметная травка — эти растения Христя с удовольствием кушает. Из фауны близко познакомиться удалось только с муравьями, комарами и рыбами. Муравьёв очень много на Шардонском архипелаге, где мы стояли неоднократно.

Каменистые берега Онеги Карелии

Муравьи очень большие — достигают 1 см. в длину, и когда их много — это уже серьёзно. Поэтому Христинка старалась быстрее пробежать мимо огромных, до полутора метров высоты, муравейников. Впрочем, муравьи Христю не смогли попробовать «на зуб», в отличие от комаров.

Комары на Севере злые и их много. Хорошо, что мы пошли в поход в августе. В это время комаров значительно меньше, чем в июне и июле, и ветер посильнее, он сдувает этих крылатых агрессоров. Тем не менее комары Христю кусали. Были даже следы — волдыри на шкуре. Боролись мы с комарами дымной противомоскитной спиралью. А аэрозолью мы брызгать собаку побоялись.

К рыбам Христя проявляла большой интерес, когда они били хвостами в ведре. Также её интересовала рыба и в жареном виде. Ах как она ловила носом эти запахи!

Опасности

Змеи

Чего мы боялись, так это змей. Для экстренной помощи закупили целый пакет медикаментов. Змей очень много на острове Кижи. Приходилось даже траву приминать резиновыми сапогами, что бы Христя могла сделать свои дела. Впрочем, местные жители показали нам трёх местных стандартных такс, которые ОХОТИЛИСЬ на змеёй втроём! Это охотничье трио такс поедало змей!

Яд северных змей не так опасен, как яд их южных сородичей. Как оказалось, все эти таксы были укушены в детстве ослабленной змеёй, получили что-то вроде прививки, и в дальнейшем яд местных змей стал им не опасен. У нашей собаки такой «прививки» не было, и мы очень внимательно следили за нашей малышкой.

Отрава для грызунов

Не обошлось и без случая, который чуть не стал трагическим. Как оказалось, есть ещё один враг для собак, особенно мелких — крысы и прочие грызуны. Вернее не сами крысы, а то чем их травят. Приехав к друзьям, в один из дачных посёлков, мы расслабились и не заметили, как Христя принялась что-то уминать из блюдца, которое стояло на полу.

«Раз в блюдце — значит для собаки», — подумала Христя, и в чём-то она была права. К ветеринару добирались около часа. За это время у Христи налились кровью глаза (начались лопаться сосуды), резко участилось дыхание, поднялась температура, на морде появились кровавые волдыри. Но мы успели.

Промывание желудка, капельница, уколы и страшные переживания людей, в доме которых она отравилась. В общем, этот грустный эпизод закончу пожеланием узнавать адреса и телефоны ветеринарных клиник и кабинетов сразу по прибытии в новое место вместе с вашей собакой. Мы успели спасти нашу малышку, а кто-то может и не успеть…

Мы также призываем всех владельцев собак уточнять у местных жителей, травили ли в этом доме/деревне/районе грызунов и где может оказаться отравленная приманка. В заключение хочу сказать, мы очень довольны нашей собакой, её поведением на яхте. Порода действительно универсальная и, может быть, самая «яхтенная» из-за своих размеров и темперамента.

Красивый закат на Онежском озере в Карелии

Советы спустя годы

Туалет

Туалет для небольшой собаки — самое простое. Нужно приучать, а вернее не отучать растущего щенка от хождения в туалет на пелёнку (как для детей или тяжелобольных — с одной стороны впитывающая сторона, с другой — клеёнка). Полно в аптеках. Нет проблем. Если правильное питание — какашки будут очень аккуратные. Взял — и за борт без проблем.

Полезно выводить щенка гулять на улицу после того, как он сделал свои дела на пелёнку. Моча впитывается в пелёнку и не пахнет. Нам хватало пелёнки на сутки. Нормально выводить собаченцию в туалет 2 раза в сутки. Если не покормить — легко терпит сутки перехода. Если двигаться вдоль берега, можно не использовать пелёнки, а ходить на берег. Но лучше всё-таки приучить к пелёнкам — потом будет меньше проблем.

Питание

Кормить надо только сухим кормом. Для моей таксы 5 кг ~ 75 грамм в сутки. Во время качки кормить не обязательно. Кормим с утра и вечером если спокойная погода. Сутки без еды совершенно спокойно переносит.

Сон

Если речь о таксах, то они будут в основном спать в ваших одеялах и на ходу и на стоянке. Если только вы сами не возьмёте её на ручки в кокпит. Просто в нём сидеть на ходу при ветре, и не дай Бог дожде, она не будет. Или внизу, или с вами в хорошую погоду наверх, скорее всего — за пазухой.

Собаки таксы спят на яхте

Да, хочу сразу предупредить — спят таксы исключительно в хозяйской кровати, мне неизвестны другие случаи.

Опасность упасть за борт

Гулять по палубе во время движения никакая такса не будет по определению. Если только когда к берегу подходите, заинтересуется и попросится на рубку полаять. Спасательных жилетов для собак у нас не было.

Морская болезнь

Укачивать собак может, если находятся внизу и сильно качает. Что может — вытошнит, а потом просто пузыри пускать будет. Мы свою в таких случаях берём на руки (Катя), за пазуху. Катя при этом у меня может только рулить. Или просто сидит на боковой банке — остальное делаю я один (поэтому нам шторма и не нужны). Не так сложно, как кажется.

Собаки такса на яхте

Лодка

Размер лодки для таксы не имеет никакого значения. Спит — в вашей кровати, ест — из маленькой мисочки размером с чайную кружку, которая потом убирается в обычную посуду.

Яхта Pamela II класса Nordic Folkboat у берегов Онежского озере в Карелии

Кроме того, требует уточнения вопрос всяких ветеринарных документов при посещении зарубежных стран. Это самый серьёзный вопрос. всё остальное решается относительно легко.

Яхта Pamela II класса Nordic Folkboat

Лодка у меня длиной 7,64 м., по ватерлинии — 6 м., а в ширину — 2,20 м. Осадка — 1.20 м., высота в рубке — 1.25 м.