Краснодарский край • Туапсе
Чтение займет 7 минут
Июнь 2008

Слово «баста» по-итальянски значит «хватит», от него происходят слова «бастовать», «забастовка». В русском языке оно тоже распространено. Когда 11 с лишним лет назад я принесла в дом беспородного щенка, похожего на маленького барашка, у меня уже была старшая собака — 10-тилетняя фокс-терьерка Ника, и домашние были очень против ещё одной собаки. Я так и говорила: «У нас одна собака, и баста!»

Баста росла довольно трудным щенком, у неё было много фобий, её было тяжело адаптировать для жизни в обществе. Но тем не менее, через год мы с ней собрались поехать отдохнуть на море. И это была моя первая дальняя поездка с собакой и первая поездка с собакой на поезде. Нику и до этого старшую дворняжку Марту я брала только на базу отдыха в области.

У нас в семье на тот момент был один человек, относящийся к начальству РЖД, он был очень негативно настроен к собакам вообще, к моей собаке в частности, и его слова перед моей поездкой были: «Если бы собака оказалась в одном вагоне со мной, я бы её вышвырнул из вагона за шкирку». Но я внимательно прочитала все правила, была вооружена знаниями и готова отстаивать свои права. Я тогда ещё не знала, что есть удобные складные палатки для перевозки собак, поэтому купила в поездку огромную мягкую сумку на колёсиках и дома приучила Басту прыгать в неё и ложиться там. Но сумка нам не пригодилась).

Всю дорогу Баста ехала на моей полке, спала вместе со мной. Намордника у нас не было, вместо намордника я использовала сшитый мной из яркого поводка недоуздок. Тогда же я вывела для себя основную формулу комфортных поездок с собаками: бантик на голове собаки обеспечивает спокойствие лучше, чем намордник))

С собакой в поезде

Мы с Бастой доехали поездом до Туапсе, но наш путь лежал дальше — в Архипо-Осиповку. Годом раньше я отдыхала там без собаки и перед поездкой созвонилась с хозяйкой и заручилась разрешением приехать с собакой. Правда, по приезду хозяйка — старенькая бабушка — ахала и охала, что у меня не маленькая собачка, а здоровая псина, хотя Басту здоровой псиной можно было назвать только с очень большой натяжкой, в ней едва ли было 10 кг веса, строение у неё — худенькой борзой, я легко подхватывала её под мышку одной рукой.

С собакой в Туапсе

Нам дали отличную комнату с отдельным входом, дом стоял в замечательном саду с беседкой, до моря — 15 минут пешком, в общем, жизнь удалась)). Мы с Бастой отлично проводили время. Вставали в 5 утра и шли на море. Я нежно люблю Архипку в июне: народу ещё мало, а те, кто есть, уверены, что купаться ещё холодно, поэтому в море я обычно была одна или практически одна. Против собаки на пляже тоже никто не выступал. Баста не любитель купаться, поэтому она обычно лежала на моих вещах на берегу. Я плавала, занималась йогой, потом мы шли в одно из прибрежных кафе, я завтракала осетинским пирогом и домашним лимонадом, и мы отправлялись в ближайший сквер учить трюки и готовить танец. Или играли в фризби на какой-нибудь зелёной поляне.

Часов в 10 мы возвращались домой, Баста отправлялась в нашу комнату спать, а я готовила обед на летней кухне, обедала, читала огромный том Энн Райс «Мэйфейрские ведьмы», которым запаслась из дома в надежде, что мне его хватит на всю поездку — книги я глотаю в присест)) Часов в 5 вечера мы с Бастой снова отправлялись гулять: я снова плавала, мы гуляли по прибрежному бульвару, развлекались на каких-нибудь аттракционах, где была возможность развлекаться вместе с собакой, фотографировались и фотографировали, ужинали снова в каком-нибудь кафе…

В открытых кафе не было никаких проблем с собакой. Я выбирала столик поближе к перилам, и Баста спокойно лежала рядом со мной, пока я ела. Один раз обедали и в закрытом кафе, народу не было, я спросила разрешения, и персонал не имел ничего против, чтобы я зашла с собакой.

С собакой в Туапсе

Ленивые однообразные дни, наполненные плаванием в прохладном море, йогой в лучах рассветного солнца, фризби на полянах, танцами в сквере и тренировками с разнообразными раздражителями в прогулочных зонах, были чудесны. Но нам хотелось и приключений)) Поэтому я отправилась узнавать, на какие экскурсии можно рассчитывать с собакой. Оказалось, практически на любые) Ну понятно, что в аквапарк не поедешь. Зато мы поехали на Пшадские водопады, на джиппинг по горным рекам… Я вообще-то не самый спортивный человек, поэтому Пшадские водопады были для меня настоящим вызовом. Я впервые в жизни карабкалась по отвесным склонам, держась за верёвку, и ладно бы только вверх, я ещё и вниз спускалась! И спустилась! Я даже не ожидала такого от себя! Ну, а Баста была в полном восторге и скакала вокруг, как настоящая горная коза).

Мы открыли для себя ещё один прогулочный маршрут — терренкур. Там практически не было людей, Баста летала по лесу вокруг меня, прыгала на пеньки и деревья, мы доходили до восхитительного горного склона, поросшего соснами, я сидела на краю, болтая ногами в пропасти, и представляла себя героем моей любимой книги В. Пальмана «Песни чёрного дрозда», как будто я лесничий и обхожу дозором свои владения, а Баста — мой полуволк Самур. Или Архыз. И где-то в кустах резвятся наши ручные оленёнок и медвежонок…

Джиппинг по горным рекам был не менее захватывающим приключением. Сама поездка в брызгах воды, пешие вылазки с переходом речек вброд, заезд в кафе с национальной кухней… Баста рассекала по речкам, взлетала по склонам, скакала по поваленным деревьям, по замысловатым переплетениям корней… Это был восторг!

Но у хозяйки нас уже ждал неприятный сюрприз: приехала дочка бабуси-хозяйки и сказала, что не потерпит никаких собак. На все мои возмущения, что мы договаривались заранее, что мы живём в комнате с отдельным выходом, уходим в 5 утра, днём собака спит в комнате, и вечером мы снова уходим, т. е. на территории их двора собаку даже не видно, только пройти дверь — калитка, она говорила, что думала, что это будет маленькая собачка на руках (хотя этот вопрос даже не обсуждался), что мы распугаем им всех постояльцев (хотя кроме нас никого не было) и прочие глупости. То, что у меня были куплены обратные билеты и до отъезда ещё через 2 недели мне даже некуда было податься с собакой, её тоже не волновало.

Мы с Бастой отправились искать другое жильё. Спрашивали у местных, стучались в калитки. На меня смотрели, как на сумасшедшую. С собакой? — Нет, конечно. Максимум, кто-то соглашался, что собака может ночевать на улице. Естественно, меня это не устраивало. Мы ходили до вечера и вернулись к хозяйке, чтобы сказать, что других вариантов мы не нашли. Она сказала, что может войти в положение и разрешить мне переночевать ещё одну ночь, но с условием, что собака в дом больше не зайдёт. Естественно, я не могла оставить свою собаку ночью в саду одну. Я осталась ночевать с ней вместе на лавке. Даже сейчас возмущаюсь, когда пишу и вспоминаю.

Я позвонила домой и попросила родных связаться с нашими дальними родственниками, у которых где-то в районе Туапсе была своя база отдыха, и узнать, нельзя ли к ним с собакой. Истинную причину, почему мы хотим переехать к ним, я родителям не озвучила, чтобы не давать им шанса сказать, что они так и знали, что меня с собакой никто не примет. Сказала просто, что в Архипке я живу уже неделю и хочу посмотреть и другие места.

Уезжать из Архипки мне ужасно не хотелось, я привязана к этому месту, я была там не в первый раз, а что ждёт меня на новой базе, я не знала. Но родственники дали добро, и утром мы с Бастой собрали наш багаж и отправились на автобус до Туапсе. Там нас должны были встретить на машине.

База отдыха находилась в горах… Пустая… И мы с Бастой остались там абсолютно одни) Кайф продолжался))) Рано утром по отвесной полуразвалившейся лесенке из поросших мхом камней мы спускались к морю. К сожалению, в отличие от Архипки, там дно было каменистое — в Архипке на берегу галька, а в море песок. Много штормило, волны больно били о камни, я не так много плавала, как в Архипке, зато можно было вышивать, сидя на берегу. Баста и так не любила купаться, поэтому ей даже нравилось, что я не в море, а рядом с ней. Но она с удовольствием играла с волнами на берегу!

Мы ходили гулять в парк полузаброшенного санатория «Весна», который находился неподалёку. Там в густой тени можно было тренироваться даже днём. А на базе у нас была отличная терраса перед домиком, там мы тоже отрабатывали разные трюки и элементы.

Однажды мы с Бастой поехали на электричке в Сочи. Оказалось, собака — совершенно не помеха культурному отдыху. Нас спокойно взяли в туристический автобус, мы ездили в парк «Ривьера», в Чёртово ущелье, на гору Ахун, в Дендрарий… В парке «Ривьера» на входе значится, что выгул собак запрещён, ко мне подошёл кто-то из работников и указал на это. А я ответила, что я не выгуливаю собаку, а приехала на экскурсию, собака на коротком поводке и в наморднике. И, на удивление, нам сказали, что мы можем зайти в парк!

С собакой в Туапсе

В Дендрарии мы остались гулять и пошли наверх. Нам сказали, что там есть кафе, где можно пообедать. Но, когда мы добрались до верха, оказалось, что кафе закрытое. Я заглянула внутрь и спросила, можно ли зайти пообедать с собакой. Мне сказали, что можно, если другие посетители будут не против. Тогда я громко спросила мнения остальных посетителей на этот счёт. Все отреагировали одобрительно, и мы с Бастой сели за столик в углу, Баста, как всегда, свернулась калачиком у меня в ногах, под столом, и заснула. Когда я пообедала и мы пошли к выходу, официанты, прощаясь с нами, сказали, что, если бы они предполагали, что собака будет так тихо себя вести, они бы даже не предложили спрашивать у других клиентов) Приглашали приходить ещё)).

Когда мы ехали обратно на базу электричкой, я впервые видела, как уставшая собака засыпает сидя. Баста сидела рядом со мной, покачиваясь, с закрывающимися глазами))). Народу набивалось всё больше, я огородила пространство у себя под ногами своим рюкзаком и сумкой с пальмой, которую купила в Сочи, показала Басте на этот пятачок, и моя чудесная компактная собачка свернулась там в тугой узел и заснула)))

В этом путешествии я в первый и последний раз пробовала кормить собаку сухим кормом. Баста ела его, только чтобы не умереть с голоду, по паре горошинок через 2 дня. Моя и без того невесомая собачка начала стремительно худеть. Тогда я стала ездить в Туапсе и покупать ей мясо, курицу и индейку.

На обратном пути из Туапсе мы с Бастой успели ещё и погулять по Волгограду, и даже съездить на катере на пляж. За эту поездку Баста испробовала столько видов транспорта, что я шутила, что она только что на банане не каталась!

В этой поездке Баста приобрела огромный жизненный опыт, она вернулась из неё другим человеком. Стала намного увереннее в себе, намного адаптированнее к жизни в городе, удобнее в социальном плане. С тех пор я считаю обязательным вывозить куда-то взрослеющую собаку, желательно — один-на-один, без остальной стаи. Это незаменимый опыт!